Пусконаладка: Пропущенный этап, который губит эффективность новых очистных сооружений
21 Июля 2025
Почему миллионные инвестиции в современные КОС часто не дают ожидаемой чистоты стоков? Анализ ключевой проблемы от экспертов ЦЛАТИ ПО ЦФО.
Очистные сооружения (КОС) – критически важная инфраструктура для любого предприятия или населенного пункта. Строительство новых или реконструкция старых КОС – всегда значительные инвестиции, цель которых – обеспечить соответствие сбрасываемых сточных вод жестким нормативам. Однако реальность часто разочаровывает: даже недавно построенные, технически современные сооружения нередко демонстрируют результаты, далекие от проектных и нормативных показателей, особенно по таким параметрам, как БПК (биохимическое потребление кислорода). Анализ ситуации, проведенный специалистами ЦЛАТИ ПО ЦФО, выявляет одну системную и повсеместно игнорируемую причину: кардинальное невыполнение или формальный подход к пусконаладочным работам (ПНР).
Корень проблемы: Игнорирование сложности "запуска жизни"
Основная технологическая схема биологической очистки – аэротенк-отстойник – остается эффективной, но высокочувствительной системой. Достижение современных российских нормативов сброса, особенно в водные объекты рыбохозяйственного значения (требующих эффективности очистки на уровне 99,0-99,5%), – задача предельной сложности даже для новых КОС. Старые сооружения, спроектированные под иные стандарты, часто технологически неспособны достичь, например, БПК 3 мг/л при выходных значениях в проектах 10-15 мг/л.
Однако проблема низкой эффективности преследует и новые КОС. Помимо возможных ошибок проектирования и строительства, на первый план выходит фундаментальное упущение – отсутствие полноценных ПНР.
Почему ПНР – это не просто "включили"?
Пусконаладочные работы – это не недельная процедура. Это сложный, длительный (от 6 месяцев до 2 лет) и дорогостоящий (5-15 млн рублей и более) технологический процесс, включающий:
• Биологическую наладку: Постепенное наращивание и адаптация активного ила – живого сообщества микроорганизмов, ответственных за разложение загрязнений. Этот процесс нельзя ускорить искусственно. Требуется время, точный подбор нагрузки, контроль состояния ила.
• Технологическую отладку: Тонкая настройка всех параметров работы: продолжительность аэрации, количество подаваемого воздуха, рециркуляция ила, дозировка реагентов. Каждый объект уникален, и режимы подбираются под конкретный состав стоков.
• Обучение персонала: Передача знаний и навыков эксплуатации новой, сложной системы персоналу заказчика. Без понимания принципов работы и умения оперативно реагировать на изменения технологический режим быстро сбивается.
Триггеры срыва ПНР: Финансы, сроки и кадры
Почему же этот критически важный этап повсеместно саботируется?
• Финансовый тупик: Бюджеты на строительство/реконструкцию КОС часто жестко привязаны к дате "физического завершения" (например, к 31 декабря). Средства на ПНР либо заложены по остаточному принципу, либо полностью исчерпываются к этому сроку. Эксплуатирующие организации, как правило, не имеют в своем распоряжении таких значительных сумм.
• Цейтнот и отчетность: Административное давление с целью сдачи объекта к условным датам или отчетному периоду не оставляет времени на необходимую многомесячную наладку. Руководство предпочитает формальный акт ввода в эксплуатацию реальной, но длительной работе.
• Дефицит квалификации: Отсутствие специализированных организаций и опытных инженеров-технологов по пусконаладке КОС в необходимом количестве. Историческая система ("Союзводоканалналадка") разрушена, а новая, по аналогии с западными инжиниринговыми фирмами или агентствами по охране среды, не сформирована.
Смежные проблемы, усугубляющие ситуацию
• Нормативный переход: Продолжается сложный переход от нормирования по ПДК (часто недостижимых для многих загрязнителей, особенно тяжелых металлов, на существующих КОС) к технологическому нормированию по НДТ. Многие проекты все еще декларируют достижение ПДК рыбохозяйственных водоемов, что изначально ставит ПНР в заведомо провальные условия. При этом закон позволяет получать разрешения на сброс именно по показателям НДТ, что реалистичнее.
• Архаичный контроль: Практика отбора разовых проб для КНД в узком временном окне (часто 10:00-14:00) не отражает реальной картины работы КОС в течение суток. Необходима законодательная инициатива по обязательному оснащению новых КОС автоматическими расходомерами и пробоотборниками на входе и выходе. Это обеспечит объективный мониторинг среднесуточных концентраций и расходов. Для крупных объектов (1 кат.) данные следует передавать в госреестр НВОС.
• Вопрос нормативов: Назрела необходимость научно обоснованного пересмотра некоторых нормативов (например, по БПК, взвешенным веществам) с учетом мировой практики и экономической целесообразности очистки (как в Белоруссии), возможно, с усилением контроля по биогенам (фосфор, азот).
Пути решения: Надежды и императивы
• Новый ГОСТ Р 72113-2025: Появление этого стандарта – первый шаг к систематизации ПНР. Он должен стать не рекомендацией, а обязательным требованием при вводе КОС в эксплуатацию, с четкими регламентами сроков, объемов работ и ответственности.
• Бюджетирование ПНР: Финансирование ПНР должно быть неотъемлемой, полноценной и защищенной частью бюджета проекта строительства/реконструкции КОС, с реалистичным запасом времени.
• Продвижение НДТ: Активная разъяснительная работа о преимуществах и законности получения разрешений на сброс на основе технологических показателей НДТ, а не недостижимых ПДК.
• Лоббирование автоматизации контроля: Продвижение инициатив по обязательному оснащению новых КОС средствами объективного непрерывного мониторинга.
Невыполнение полноценных пусконаладочных работ – не просто экономия средств или нарушение процедуры. Это ключевая причина, сводящая на нет многомиллионные инвестиции в очистные сооружения и приводящая к постоянному негативному воздействию на водные объекты. Без качественной ПНР даже самая современная КОС обречена работать неэффективно с момента своего "запуска". Требуется системный подход: признание ПНР обязательным и финансируемым этапом, использование нового ГОСТа, переход на реалистичное технологическое нормирование (НДТ) и внедрение объективного контроля. Только так построенные очистные сооружения смогут выполнить свою главную задачу – защиту окружающей среды.
Очистные сооружения (КОС) – критически важная инфраструктура для любого предприятия или населенного пункта. Строительство новых или реконструкция старых КОС – всегда значительные инвестиции, цель которых – обеспечить соответствие сбрасываемых сточных вод жестким нормативам. Однако реальность часто разочаровывает: даже недавно построенные, технически современные сооружения нередко демонстрируют результаты, далекие от проектных и нормативных показателей, особенно по таким параметрам, как БПК (биохимическое потребление кислорода). Анализ ситуации, проведенный специалистами ЦЛАТИ ПО ЦФО, выявляет одну системную и повсеместно игнорируемую причину: кардинальное невыполнение или формальный подход к пусконаладочным работам (ПНР).
Корень проблемы: Игнорирование сложности "запуска жизни"
Основная технологическая схема биологической очистки – аэротенк-отстойник – остается эффективной, но высокочувствительной системой. Достижение современных российских нормативов сброса, особенно в водные объекты рыбохозяйственного значения (требующих эффективности очистки на уровне 99,0-99,5%), – задача предельной сложности даже для новых КОС. Старые сооружения, спроектированные под иные стандарты, часто технологически неспособны достичь, например, БПК 3 мг/л при выходных значениях в проектах 10-15 мг/л.
Однако проблема низкой эффективности преследует и новые КОС. Помимо возможных ошибок проектирования и строительства, на первый план выходит фундаментальное упущение – отсутствие полноценных ПНР.
Почему ПНР – это не просто "включили"?
Пусконаладочные работы – это не недельная процедура. Это сложный, длительный (от 6 месяцев до 2 лет) и дорогостоящий (5-15 млн рублей и более) технологический процесс, включающий:
• Биологическую наладку: Постепенное наращивание и адаптация активного ила – живого сообщества микроорганизмов, ответственных за разложение загрязнений. Этот процесс нельзя ускорить искусственно. Требуется время, точный подбор нагрузки, контроль состояния ила.
• Технологическую отладку: Тонкая настройка всех параметров работы: продолжительность аэрации, количество подаваемого воздуха, рециркуляция ила, дозировка реагентов. Каждый объект уникален, и режимы подбираются под конкретный состав стоков.
• Обучение персонала: Передача знаний и навыков эксплуатации новой, сложной системы персоналу заказчика. Без понимания принципов работы и умения оперативно реагировать на изменения технологический режим быстро сбивается.
Триггеры срыва ПНР: Финансы, сроки и кадры
Почему же этот критически важный этап повсеместно саботируется?
• Финансовый тупик: Бюджеты на строительство/реконструкцию КОС часто жестко привязаны к дате "физического завершения" (например, к 31 декабря). Средства на ПНР либо заложены по остаточному принципу, либо полностью исчерпываются к этому сроку. Эксплуатирующие организации, как правило, не имеют в своем распоряжении таких значительных сумм.
• Цейтнот и отчетность: Административное давление с целью сдачи объекта к условным датам или отчетному периоду не оставляет времени на необходимую многомесячную наладку. Руководство предпочитает формальный акт ввода в эксплуатацию реальной, но длительной работе.
• Дефицит квалификации: Отсутствие специализированных организаций и опытных инженеров-технологов по пусконаладке КОС в необходимом количестве. Историческая система ("Союзводоканалналадка") разрушена, а новая, по аналогии с западными инжиниринговыми фирмами или агентствами по охране среды, не сформирована.
Смежные проблемы, усугубляющие ситуацию
• Нормативный переход: Продолжается сложный переход от нормирования по ПДК (часто недостижимых для многих загрязнителей, особенно тяжелых металлов, на существующих КОС) к технологическому нормированию по НДТ. Многие проекты все еще декларируют достижение ПДК рыбохозяйственных водоемов, что изначально ставит ПНР в заведомо провальные условия. При этом закон позволяет получать разрешения на сброс именно по показателям НДТ, что реалистичнее.
• Архаичный контроль: Практика отбора разовых проб для КНД в узком временном окне (часто 10:00-14:00) не отражает реальной картины работы КОС в течение суток. Необходима законодательная инициатива по обязательному оснащению новых КОС автоматическими расходомерами и пробоотборниками на входе и выходе. Это обеспечит объективный мониторинг среднесуточных концентраций и расходов. Для крупных объектов (1 кат.) данные следует передавать в госреестр НВОС.
• Вопрос нормативов: Назрела необходимость научно обоснованного пересмотра некоторых нормативов (например, по БПК, взвешенным веществам) с учетом мировой практики и экономической целесообразности очистки (как в Белоруссии), возможно, с усилением контроля по биогенам (фосфор, азот).
Пути решения: Надежды и императивы
• Новый ГОСТ Р 72113-2025: Появление этого стандарта – первый шаг к систематизации ПНР. Он должен стать не рекомендацией, а обязательным требованием при вводе КОС в эксплуатацию, с четкими регламентами сроков, объемов работ и ответственности.
• Бюджетирование ПНР: Финансирование ПНР должно быть неотъемлемой, полноценной и защищенной частью бюджета проекта строительства/реконструкции КОС, с реалистичным запасом времени.
• Продвижение НДТ: Активная разъяснительная работа о преимуществах и законности получения разрешений на сброс на основе технологических показателей НДТ, а не недостижимых ПДК.
• Лоббирование автоматизации контроля: Продвижение инициатив по обязательному оснащению новых КОС средствами объективного непрерывного мониторинга.
Невыполнение полноценных пусконаладочных работ – не просто экономия средств или нарушение процедуры. Это ключевая причина, сводящая на нет многомиллионные инвестиции в очистные сооружения и приводящая к постоянному негативному воздействию на водные объекты. Без качественной ПНР даже самая современная КОС обречена работать неэффективно с момента своего "запуска". Требуется системный подход: признание ПНР обязательным и финансируемым этапом, использование нового ГОСТа, переход на реалистичное технологическое нормирование (НДТ) и внедрение объективного контроля. Только так построенные очистные сооружения смогут выполнить свою главную задачу – защиту окружающей среды.
×